Сейчас многие водители желают установить на своем автомобиле легкосплавные диски. При этом, существует мнение, что при замене заводских дисков на литые или кованые аналоги существенно улучшится поведение автомобиля на дороге, а произойдет это за счет уменьшения веса неподрессоренных деталей автомобиля. Данная теория не всегда подтверждается на практике, и многие владельцы «литья» каких-либо изменений в поведении своего железного коня не замечают.

Причин может быть несколько, разберемся в них по порядку.

Один из самых главных критериев для выбора автомобильного диска - это его масса. Основной причиной отсутствия изменений в физике авто является тот факт, что автовладельцы устанавливают диски большего диаметра, и, тем самым увеличивают массу стандартных автомобильных дисков. В результате данных действий исчезает основное преимущество легкосплавных дисков – их легкость. Для достижения улучшенной управляемости автомобиля следует брать диски того же диаметра, что и заводские, либо ненамного его превышать. Практика показывает что литые колеса из легких сплавов, в зависимости от размеров, имеют меньшую на 30-35% массу, а кованые на 45-55% легче стальных. Причем масса легкосплавных колес по сравнению со стальными заметно уменьшается с увеличением посадочного диаметра и ширины обода. А это все, несомненно, улучшает эксплуатационные свойства автомобиля (как известно, колеса в сборе с шинами относятся к неподрессоренным частям автомобиля), и снижение их массы позволяет:

- повысить плавность хода автомобиля за счет уменьшения вибраций;
- улучшить устойчивость и управляемость, поскольку при движении сокращаются перемещения колес вверх-вниз, что увеличивает продолжительность контакта шин с дорогой. Кроме того, реже нарушаются углы установки колес (схождение и развал);
- увеличить ресурс деталей подвески и трансмиссии, подшипников ступиц колес и шин за счет снижения действующих на них нагрузок;
- уменьшить мощность, затрачиваемую на вращение колес, особенно на неустановившихся режимах движения и, как следствие этого, снизить расход топлива;
- улучшить разгонную динамику автомобиля и его тормозные свойства.

Другим важным критерием является прочность диска. Понять разницу между заводскими дисками и «литьем» вам помогут трамвайные пути, колеи и борозды. Материал легкого сплава обладает свободной ненаправленной кристаллической структурой, что снижает прочность диска. Поэтому для сохранения прочностных характеристик диска толщину его стенок приходится увеличивать. Еще один минус – способность литого диска расколоться при ударе о препятствие. Правда, удар должен быть очень сильным – можно сказать, аварийным для автомобиля. Легкосплавные колеса способны без проблем выдерживать удары, от которых стальные колеса могли бы погнуться. Восстановить поврежденный легкосплавный диск сложнее, чем стальной, этим занимается ограниченное число высокопрофессиональных сервисов.

Кроме этого, легкосплавные колеса характеризуются высокой точностью геометрических размеров. Это ведет к уменьшению радиального и бокового биений, которые у легкосплавных колес не превышают 0,2-0,5 мм (для сравнения, стальные колеса имеют биения в пределах 0,8-1,2 мм), а также динамического дисбаланса колес в сборе с шинами. В результате этого увеличивается срок службы шин и уменьшаются вибрации и шум. Реже возникает потребность в дополнительной балансировке колес.

К достоинствам колес из алюминиевых сплавов можно отнести и их высокую коррозионную стойкость, обусловленную прочной оксидной пленкой, образующейся на поверхности алюминия и предохраняющей его от коррозионного разрушения.

Легкоспавные диски делятся на литые и кованные, отличие которых состоит в методике их изготовления. Литые диски изготавливаются в формах, методом заливки. Металл расплавляют и заливают в специальные формы, получая, таким образом, готовый диск. Кованые диски изготавливаются методом обработки прессом и под воздействием больших температур. Основным достоинством кованых дисков считается их прочность. Закаленные в процессе создания они лучше переносят удары, не ломаются, а гнутся. У литых дисков, не получивших закалки при их изготовлении, не проявляют такой стойкости, часто они содержат скрытые пустоты и раковины. С другой стороны, главным преимуществом литых дисков является их дизайн. Именно литые диски имеют различные вариации внешнего вида и более сложные и изящные формы.Таким образом, оба вида дисков обладают своими плюсами и недостатками: кованые не так изящны, но очень прочны, а литые не столько крепки, зато красивы.

В итоге можно сделать вывод, если вы используете дороги находящиеся в хорошем состоянии, которые позволяют вам не сильно заботиться о прочности ваших дисков, плюс вы хотите иметь запоминающийся и яркий дизайн дисков, то вам подходят литые диски. Если условия вождения  требуют повышенной надежности от ваших дисков, а внешний вид вас не беспокоит – кованые диски станут оптимальным выбором для вашего автомобиля.

Выбор литых дисков комлекснее, чем стальных штампованных, из-за многообразия моделей и типоразмеров. В настоящее время в мире насчитывается более 90 зарубежных фирм, которые занимаются производством легкосплавных колес. В последнее время на данном рынке активизировались китайские компании, а многие известные зарубежные производители литья перенесли свои производства в Китай и, по большому счету, не жалеют о качестве. При самостоятельном выборе литых колес для автомобиля стоит учитывать целый комплекс параметров диска, разобраться в котором проще если вы знаете стандартную маркировку дисков.